Как по доверенности продать автомобиль

Как по доверенности продать автомобиль

Однажды, ещё несколько лет назад и мне впервые пришлось оформлять продажу автомобиля по доверенности. На тот момент это не был новомодный офис процветающей фирмы, оказывающей услуги, связанные с переоформлением документов на автомобили. Это было небольшое помещение, в котором толпились люди, пришедшие с той же целью что и я.
Ожидая пока очередь дойдёт и до меня, я увидел странную, на мой взгляд, картину. Гражданин предъявил доверенность от лица, продающего машину, а работник конторы выписал справку-расчёт тому же самому лицу на его же имя.
Такая странная процедура не могла не вызвать моего интереса. По сути «комиссионка» должна была, производя расчёты между сторонами отношений, купить машин у представителя продавца, стать на какое-то время собственником автомобиля, а уже потом продать новому покупателю. На деле же получалось всё совсем не так, и «магазин» вовсе и не собирался получать право собственности хоть на минуту. Сделка совершалась напрямую продавец (и то его представляли на основании доверенности) – покупатель. При этом никакого письменного оформления не было. А хуже того, в данной ситуации получалось, что представитель продавца и покупатель были одним лицом. Так сказать, договор заключался с самим собой. Как вы считаете, не стоит ли назвать эту сделку оспоримой?
Решив побороться за справедливость и соблюдение закона, я попробовал указать сотруднику этого магазина на неправильность его действий. Попытался донести до его сознания правильную схему подобной сделки, включающей две самостоятельных стадии: бывший владелец – магазин, и затем магазин – покупатель, новый собственник. Однако, по всей видимости, данная практика была уже для всех привычным делом. И мои поучения остались без ответа.
Судя по всему, я был не в курсе, что подобная форма сделки стала очень распространена. Если подумать, то в самом выгодном положении тут оказывается продавец. Сообразил у нотариуса доверенность, деньги, полученные от покупателя в карман, а дальше личные проблемы самого покупателя. Документы в купе с ключами и машиной отданы. Все остальные вопросы бегает, решает новый счастливый владелец.
Однако каждый должен нести ответственность за свои действия. И то, что когда-то бывшим автовладельцам с лёгкостью удалось освободиться от своего права собственности, в будущем может вылиться для них мелкими, а то и крупными проблемами, о которых станет известно не сразу.
Неприятной неожиданностью стало вступление в силу главы 28 Налогового кодекса РФ. В нём чёрным по белому были прописаны нормы о транспортном налоге. И тут началось. Все те, кто когда-то без проблем осуществили «по доверенности» продажу своих автомобилей и уже забыли об этом факте, были поставлены перед фактом. Оказалось, что теперь они обязаны уплатить налог за те средства передвижения, которые давно продали.
Почему же так получилось? А это последствия того, что дело было пущено ими, собственно говоря, на самотёк. После того как новый владелец приобретает право собственности на автомобиль, он обязан совершить ряд юридических действий, дабы подтвердить в соответствии с законом своё право собственности. В частности обязательным условием является перерегистрация автомобиля на имя нового владельца. А оказалось, что многие новые собственники так и не совершили необходимых в этих случаях действий. Что делать «несчастному» бывшему владельцу? Попытаться найти концы? Вряд ли это возможно. Так как автомобиль за это время в порядке такого же «грамотного передоверия» мог уже сменить десятки хозяев.
Попробуем немного разобрать проблему и добраться до истины. Как при любых действиях, осуществляемых двумя и более сторонами, между ними возникают правоотношения. В данном случае у нас имеет место продажа автомобиля (так сказать по доверенности). Подтверждением отношений у нас является сам факт получения доверенности, выданной собственником машины покупателю. Доверенность, как мы знаем, даёт её получателю право распоряжаться доверенной вещью. И выдаётся она последним на тот момент владельцем машины (его фамилия последняя в списке паспорта на автомобиль). Лицо же, получившее доверенность передаёт продавцу определённую сумму денег.
Вот тут то и возникает парадокс, который позже может сыграть нехорошую шутку и стать основанием для оспаривания совершённой сделки. Мир не без «добрых людей», всё может случиться.
С одной стороны всё в этих правоотношениях совершается в соответствии с необходимыми требованиями. Всё совершаемые действия указывают на проведение между сторонами купли-продажи. Одна сторона желает продать, другая – купить, всё происходит на добровольных началах, без принуждения. Присутствует момент передачи вещи. Сделка, как мы видим, является возмездной, так как продающая сторона получает от покупающей установленную сумму денег (цену за вещь). После этого бывший владелец теряет все права на проданную вещь.
Нет претензий в этом случае и к форме осуществляемой сделки. Согласно закону, если это отдельно не оговорено правовыми нормами, сделки на имущество (движимое) могут заключаться в устной форме, без письменного оформления. Стоит отметить, что это, конечно, не касается дальнейшего обязательного письменного оформления и регистрации машин для участия в движении на автодорогах. Итак, письменная форма договора в нашем случае не обязательна. В момент совершения сделки происходит её исполнение.
Таким образом, перед нами налицо типичная форма договора купли-продажи. Если бы не одно большое «но» – доверенность. Во-первых, доверенность, в отличие от купли-продажи, сделка, носящая односторонний порядок. И собственником имущества при этом не меняется. По доверенности другое лицо получает лишь право пользоваться автомобилем, но не распоряжаться им. И продать, соответственно его не имеет права.
Тут возникает полная противоречий картина. Допустим, собственником выдаётся доверенность определённому лицу. Признаём её абсолютно законной и считаем действительной. Затем происходит обмен: деньги – вещь. И в этот же момент, с потерей бывшего владельца права собственности на автомобиль, прекращается и действие доверенности. Ведь вещь получается проданной по договору купли-продажи.
Теперь рассмотрим другой случай. Двое уже фактически провернули сделку: один отдал «товар», другой передал деньги. А потом они отправились к нотариусу, дабы оформить недостающее звено – доверенность. В этой ситуации уже просто не имеет смысла составлять данный документ. Уже с самого начала он не имеет никакой силы. В принципе, если новый владелец отправится в ГАИ-ДОБДД с целью перерегистрации автомобиля на своё имя, то в этом нет ничего страшного и перечащего закону. Для бывшего хозяина это, как мы уже говорили выше, даже хороший исход дела.
Неплохо дела обстоят и для нового владельца «железного коня». Ведь о том, что сделка совершена неправильно знает ограниченный круг лиц. Предположим, что перерегистрация на имя нового собственника так и не была произведена, то есть данные в паспорте на машину остались прежние. И если водителю случится иметь дело с инспектором ДОБДД, но он окажется абсолютно законопослушным гражданином. Ведь он имеет на руках нотариально заверенную доверенность, позволяющую ему пользоваться данным транспортом. А о том, что фактически он является владельцем машины, не имеющим надлежаще оформленных документов на право вождения, знает в этот момент только он сам.
Вроде бы для обеих сторон всё получается гладко и без проблем. Но опять «в каждой бочке мёда есть ложка дёгтя». Не забываем, что автомобиль на самом деле является источником повышенной опасности. И если вдруг происходит факт причинения этим автомобилем вреда другим лицам, авария и т.п., то вот тогда встаёт вопрос о том, кто на самом деле является владельцем.
Кто по закону обязан нести ответственность в случае причинения вреда посторонним лицам? Закон определяет, что владелец такого типа опасности – это тот, кто непосредственно эксплуатирует этот источник. Это может быть собственник, лицо использующее имущество в оперативном управлении, на праве хозяйственного ведения и т.п. И одним из оснований признания владения является наличие доверенности, по которой лицо управляет транспортом.
Подобных случаев в практике огромное множество. Представьте себе, что автомобиль попадает в аварию, пострадал посторонний человек. А виновный в происшествии водитель покинул место аварии. Причин на это у него могла быть масса. Да, допустим, что срок доверенности уже истёк, и он решил не попадаться в руки ГАИ.
Как найти горе-водителя? Правильно, будут искать по регистрационным данным в ДОБДД. И кто будет там последним собственником в списке – того и призовут к ответу. Тут возможно и гражданское производство по делу, а в делах с серьёзными последствиями может быть и уголовное дело, с привлечением виновного как гражданского ответчика по делу. Суд, конечно, потом будет разбираться тот ли это ответчик, или нет. Но помотают несчастного продавца автомобиля немало.
Тут возможны два направления развития дела. В первом случае покупатель добровольно подтверждает, что именно он купил проходящий по делу автомобиль, все права собственности принадлежат ему, просто он не перерегистрировал документы на своё имя. В этом случае особых проблем у продавца машины не будет.
Второй, менее приятный исход – это если покупатель пойдёт на попятную и будет всё отрицать, и факт приобретения машины в собственность, и свою причастность к произошедшему инциденту. Проще всего сказать, что он вообще «сто лет назад» пользовался этим автомобилем по доверенности, но это было давно и теперь, ни к машине, ни тем более к аварии он не имеет никакого отношения. Вот тогда туго придётся попавшему в западню продавцу. Сможет ли он найти свидетелей, которые подтвердят факт передачи автомобиля из одних рук в другие, и сумеет ли он растолковать суду, что доверенность была «липовой», поверит и оценит ли это всё уважаемый суд. И тут, чью сторону в деле займёт суд никто не сможет предугадать.
И совсем гиблое дело, если истории с продажей автомобиля уже много лет. Бывший собственник просто не помнит уже никаких данных о покупателе, проведённой ими когда-то сделке. Никаких официально оформленных документов не осталось, и в какой конторе заверялась доверенность, тоже не отпечаталось у продавца в памяти. И именно самому продавцу придётся доказывать, что проходящий по делу источник повышенной опасности давно выбыл из его собственности.
Доказательство.
Кончено, что не о каких доказательствах не может быть и речи, если первый владелец автомобиля является недоступным, а последние – не собираются предоставлять в суд показания касательно того, как транспорт был получен в пользование. Единственным вариантом в данной ситуации является вынесение судом приговора в уголовном деле по угону (166 статья Уголовного кодекса «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). Такое решение будет как спасательный круг.
Но если брать во внимание уголовную презумпцию невиновности, то такой вариант практически невозможен, так как в таких случаях заявители находятся совсем редко. Но в данном случае оправдание водителя грозит ответчику отрицательной преюдицией, а значит, он будет отвечать за возмещение вреда. Если же потерпевший получит инвалидность, то это может грозить пожизненным возмещением. Такое нередко встречалось в судебной практике.
Для людей, на которых числится несколько авто, эта ситуация является довольно сложной.
Если вдруг такое происходит, тогда вопрос об уплате налогов за автомобили, являющиеся отчуждёнными, кажется не таким серьёзным. Но нам необходимо его рассмотреть.
Таким образом, согласно с Налоговым кодексом Российской Федерации, налогоплательщиками признаются лица, имеющие зарегистрированные на них автомобили. Учитывая то, что в законодательстве России упоминается только про регистрацию для участия в дорожном движении, то становится понятным, что налог обязан платить человек, который последним числится в ПТС, а так же то, что музеи автораритетов и автомобилисты-спортсмены могут не платить налог в том случае, если не планируют заниматься ездой по улицам.
Тем, кто продаёт с использованием доверенности, была предоставлена следующая «льгота».
Как указано в части второй статьи 357 НК, налогоплательщиком является лицо, которое приобрело транспортное средство «по доверенности» пока не вступит в действие новая редакция норма транспортного налога. Ошибочно считать, что продавец обязан платить этот налог, так как права собственности на транспортное средство являются напрямую связанными с госрегистрацией только для космических аппаратов, кораблей и самолётов.
В тоже время налоговыми органами выдвигаются условия: налогоплательщиком должен быть доказан факт того, что он передал автомобиль определённому человеку в определённое время (это указано в пункте 7 Методических рекомендаций касательно применения главы 28 «Транспортный налог», ч.2 НК РФ). Большое количество комментаторов считают, что такое положение ущемляет право плательщиков налогов, которое предусмотрено в части второй статьи 357 Налогового кодекса.
Позиция налоговиков является понятной, ведь законодателю не удалось достаточно точно дать описание рассматриваемой правовой коллизии. Ведь возможность отличать проданную по доверенности машину от полноценной продажи имеется, только учитывая словам продавца. Но в том случае, если выданная доверенность не достаточно хорошо прикрывает продажу, и было совершено достаточно вольное обращение с законом, то о каком доверии к такому человеку может идти речь?
Предельным сроком, который действует доверенность, является 3 года. Когда истекает трёхлетний срок, автомобиль переходит во владение к новому собственнику. Хотя основания для этого и являются законными (устный договор), но сделка не является оформленной согласно установленному в законодательстве порядку. Получается такая ситуация, что новому владельцу запрещено как ездить, так и проходить технический осмотр, снимать авто с учёта в ДОБДД, без участия в этом прошлого владельца. Тем не менее, он не должен возвращать авто собственнику, который является зарегистрированным, но продолжая использовать его по назначение, он совершает административное правонарушение – статья 12.1 КоАП. Старый владелец не может даже оформить отказ от своего права собственности, чтобы перестать платить налог. Для нового владельца не составляет никакого труда совершить физическую ликвидацию автомобиля (утилизировать, сдать на запчасти).

В этой норме мы сталкиваемся с юридической фикцией, что постоянно приводит к некоторым неразберихам.
Какое же правильное решение?
В такой ситуации существует несколько возможных алгоритмов действий совершаемых зарегистрированным собственником.
Один из вариантов – это отыскать человека, купившего автомобиль и произвести регистрацию согласно всем правилам, установленным в законодательстве. Это является самым правильным и рекомендуемым вариантом. Вот только найти человека бывает очень сложно, а обращаться в этой ситуации за помощью к милиции – бесполезно.
Другой метод – это снятие авто с учёта в ДОБДД в связи с утилизацией. Нормативные акты связанные с порядком регистрации авто показывают, что данная процедура может быть проведена без процедуры восстановления ПТС, так как копия данного документа находится в регистрационном деле в ДОБДД, а предъявление автомобиля перед процедурой утилизации не требуют.
После утилизации субъекту, её совершившему, удастся избавиться от уплаты налогов, но также ему нужно быть готовым к возникновению ряда проблемных вопросов, которые были описаны выше. Человек, совершающий утилизацию, подтверждает факт того, что заявление на утилизацию было подано непосредственно владельцем автотранспорта.
Не стоит забывать, что если снимать автомобиль с учета, таким образом, не затрагиваются права приобретателя. В дальнейшем у сторон остаётся возможность в любой момент совершить восстановление своих прав на авто и снова произвести постановление его на учёт.
Учитывая такие методы, ДОБДД имеет все основания для отказа в снятии автомобиля с учёта в случае отсутствия самого авто или технического паспорта. Тем не менее, большинство автомобилистов выбирают именно этот вариант.
Что касается третьего варианта действий, то его Вы точно не услышите в советах адвоката, так как он является противоправным (и всё равно встречается на практике). Когда будет закончен срок действия доверенности, владельцем составляется заявление о том, что его транспортное средство было угнано и предъявляет органы налогового управления документ из милиции, который это подтверждает. В соответствии со статьёй 358 Налогового кодекса после этого он имеет право прекратить уплату налога.
Приведённый последним вариант подходит для тех случаев, когда найти купившего автомобиль человека не представляется возможным, и совсем нет желания остаться тем, на кого он был зарегистрирован последний раз.
Предположительно, является возможным провести установку факта продажи авто с помощью суда, а после этого провести снятие автомобиля с учёта согласно с решением суда.
Проблема подобной ситуации заключается в следующем: во время гражданских процессов суды устанавливают «положительные» факты, к примеру, факт про наличие права на собственность. Но в этой ситуации не существуют законодательные препятствия и для того, чтобы установить «отрицательный» факт утраты такого права, учитывая конкретные обстоятельства.
Как уже было изложено, стоит острая необходимость в установлении данного факта для зарегистрированного собственника, чтобы тот имел возможность освободиться от уплаты налогов, а так же при невозможности установить местонахождение нынешнего владельца авто других законных способов для данной ситуации не существует. В связи с тем, что были соблюдены все требования статьи 265 ГПК, данное дело должно быть принято судом для рассмотрения.
Некоторые люди часто вспоминают то время, когда можно было продать авто просто, используя доверенность, причём сделать это можно было даже до того, как получать ПТС согласно документам на таможне. В этой статье не будет рассматриваться тот промежуток времени, когда не было необходимости получать ПТСы в таможенных органах, обусловлено это тем, что до того, как осуществить первую регистрацию авто в ГАИ, перед собственником не появлялась проблема, которая теперь заключается в уплате налогов.
Но необходимо различать, что такое государственная регистрация при переходе права собственности на владение вещью и действия органов, ответственных за безопасность дорожного движения. Ведь никто не стает получать «номер» для автомобиля, который был куплен в музей.

Задать вопрос адвокату